О франчайзинге

В России термин «франчайзинг» не имеет официального толкования. Отсутствует полное терминологическое единообразие и в других правовых системах. При этом общие признаки, приемлемые и для России мы находим практически во всех государствах, в которых франчайзинг нашел свое применение.

По общему смыслу франчайзинг предполагает собой вертикальную модель, существенным отличием которой от других вертикальных систем является единообразие деловой активности и идентичность участников сети. Это достигается не только за счет общих целевых установок, но и за счет выработанной системы  стандартов и устойчивой системы интеллектуальной собственности, лежащих в основе франчайзинговой модели и их применения в деятельности участников франчайзинговой сети.

Стандарты - это те требования, которые позволяют определить или определяют характеристики любого объекта и  дают возможность работать слаженно любой системе. Стандарты обладают свойством относительно мало затратного тиражирования на объекты их применения. К нашей теме - это формализация бизнеса по отношению к продуктам, процессам и результатам. Поэтому документация в форме руководств, учебников по франчайзингу, стандартов деятельности, стандартов обслуживания, сервисных правил, «хенд- буков», «бренд-буков», а также другая документация, устанавливающая правила работы является основой модели любой состоявшейся франшизы.

Основным условием для обеспечения возможности создания, роста и стабильности франшизной сети  является профессионально созданная документация, т.е. документация, созданная в интересах Правообладателя (владельца первичного бизнеса) и которая может быть использована для создания бизнеса франчайзи. Весь комплекс документации, который подлежит передаче франчайзи в российской коммерческой практике называют «франшизным или франчайзинговым пакетом», в других государствах этот термин не распространен.

Необходимо учитывать тот факт, что говоря о франчайзинге, мы говорим не о тиражировании готового бизнеса, а говорим о модели, обладающей определенными свойствами и позволяющей, в случае ее правильного применения создать такой же бизнес, предположительно успешный.

Успешным будет бизнес у франчайзи или нет, зависит от  определенного количества факторов, основными из которых являются:

  • «хорош» ли бизнес изначально, успешен ли он;
  • правильно ли создана модель;
  • может ли она тиражироваться/распространяться;
  • есть ли условия и возможности у потенциального пользователя (франчайзи) внедрить и использовать эту модель.

Безусловно, важным условием для обеспечения успешности бизнеса является сохранение прав на разработанную и тиражируемую систему, т.е. возможность их защиты от любого недобросовестного использования. Во всех правовых системах существует институт интеллектуальной собственности, и интеллектуальная собственность защищается законом. Все, что придумано и может обладать признаком новизны может быть интеллектуальной собственностью, но при условии правильного использования механизмов ее формирования и оформления.

Хорошего бизнеса для франчайзинга недостаточно. Необходимо, чтобы он был индивидуализирован. Для этого существуют инструменты, основным, но не единственным  инструментом является товарный знак (знак обслуживания).

Отношения в формате франчайзинга предполагают собой наличие двух сторон: франчайзера и франчайзи. В соответствии с правом Российской Федерации это могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные должным образом и осуществляющие коммерческую деятельность. При этом стороны являются юридически независимыми. Франчайзером может выступать правообладатель, т.е. лицо, обладающее исключительным правом на интеллектуальную собственность. Франчайзером может выступать также лицо, которое использует право, например, на товарный знак по лицензии, и имеет исключительное право на другой объект интеллектуальной собственности. Т.е. франчайзер может быть и правообладателем и пользователем одновременно. Франчайзи приобретает при этом комплекс прав непосредственно от франчайзера.

Выстраиваются отношения сторон (франчайзера и франчайзи) на основе договора/контракта, в соответствии с которым франчайзер предоставляет франчайзи права на использование комплекса прав (товарные знаки, технологии, ноу-хау и т.д). В российской практике для одновременной передачи комплекса прав используется договор коммерческой концессии. В других зарубежных системах это может быть договор франшизы, комплексная предпринимательская лицензия и др. Если сделка совершается в международном масштабе, т.е. разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность выдается на большую территорию, т.е. на страну или ее часть, и при этом используется договор франшизы или аналогичный договор, то лицо, получившее эти права является пользователем, а в соответствии с распространившейся международной терминологией - мастер-франчайзи. В зависимости от условий первоначального договора/контракта может быть выстроен следующий уровень отношений. Так формируется и развивается сеть. При этом не лишним будет повторить, что основой, позволяющей выстраивать именно франшизную сеть является интеллектуальная собственность.

Несмотря на отсутствие терминологического единства, а также, несмотря на многообразие концепций и форматов развития существует ряд дополнительных, при этом определяющих условий франчайзинга. К ним относятся следующие: поддержка со стороны франчайзера, вознаграждение, выплачиваемое франчайзи и контроль со стороны франчайзера за использованием прав франчайзера.  Объем поддержки, величина вознаграждения и уровень контроля может быть различным, что определяется как в рамках национальных законодательств и правил, так в рамках конкретных франчайзинговых проектов.

Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления перспективных  и реализуемых целей.

©И.В.Рыкова


Больше информации о франчайзинге можно прочитать в разделе "Статьи" и на партнерском сайте http://www.franchisetop.ru