Школа Профессионального Фрачайзинга
Главная О школе О франчайзинге Трудоустройство Услуги Публикации Контакты En De
Записаться на обучение
Обучение
Программы обучения
Реестр
Задать вопрос
Подкомитет по фрнчайзингу TПП РФ ПОДКОМИТЕТ ПО
ФРАНЧАЙЗИНГУ ТПП РФ
  Институт экономики РАН ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ РАН
Коротко о франчайзинге

Франчайзинг одно из таких понятий, которое известно и принято практически во всем мировом сообществе. Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от «franchise» имеют различное звучание, например, франчайзор, франчайзер и др.


Франчайзинг имеет большую историю. В Британии этот термин относился к праву сбора налогов на определенных территориях, а для граждан предоставлялось право осуществлять на рынках продажу своих товаров за определенную плату. В США в настоящее время термин «франшиза» используется. в различном для нас понимании, например, «избирательная франшиза», т.е. право граждан на участие в выборах.


Появление франчайзинга относят к началу 1800 годов, к так называемой системе “связанных домов”, используемой британскими пивоварами. В 1860 г. по схеме, очень близкой к франчайзингу работала фабрика «Singer» в Соединенных штатах Америки, специализирующаяся на производстве швейных машинок. Франшиза передавалась фирмам, осуществляющим сбыт и обслуживание швейных машин на определенной территории. Далее "General Motors" ,"Coca Cola", "McDonald's", " Baskin Robbins", " Burger King", " Pizza Hut" и другие компании. Сейчас франчайзинг известен и популярен практически во всем мире.По оценкам специалистов франчайзинг получил развитие приблизительнов в 80 отраслях хозяйства и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса. В мире франчайзинг имеет широкое распространение и признан перспективным способом расширения. Это подтверждается положительными тенденциями развития на всех континентах, что проиллюстрировано на диаграмме.


Начало истории франчайзинга в России можно отнести к середине 90-х годов прошлого века. Первые схемы строились с использованием арендных отношений и включением в договоры передачи операторам прав на использование товарного знака, принадлежащего компании. Такие схемы использовали нефтяные компании.Впоследствии стал широко использоваться договор коммерческой концессии, который появился в российском праве в 1996 году.


В секторе «нового» предпринимательства в описываемый период времени также появлялись концепции, имеющие ряд общих признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, «Дока-пицца». Ряд зарубежных концепций, появившиеся на российском рынке испытывали серьезные затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами и к настоящему времени устояли на рынке только две компании «Сабвей» и «Баскин Роббинс» (общественное питание).


Преимущества совместного развития стимулируют возрастание интереса в России к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга к России.


Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга возросло с 50 в 2001 году до 750 в 2008, что само по себе характеризует востребованность этого формата в России.


Количественное увеличение франшизных систем определяется теми качественными преимуществами, которые приобретают от взаимодействия субъекты рынка. Можно выделить ряд основных преимуществ:


для франчайзера:

• Увеличение сбыта и получение от этого дополнительного дохода;

• Расширение сбытовой сети и возможность сбыта на удаленных территориях;

• Увеличение степени контроля на рынке;

• Более быстрое продвижение на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфраструктурой;

• Приобретение новых идей по улучшению системы;

• Возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых товаров/услуг/работ; преимущества в их продвижении и распределении;

• Защита законных торговых интересов посредством осуществления контроля за качеством продукции;

• Системное знание рынка, позволяющее работать на перспективу;

• Дополнительный доход от выплат роялти.


для франчайзи:

• Использование марки, завоевавшей лояльность потребителей и репутацию;

• Возможность выбора сектора экономики;

• Вступление в проверенную систему и использование ее преимуществ;

• Сохранение юридической самостоятельности;

• Экономия ресурсов на изучение, обучение, становление бизнеса, маркетинг, рекламу, поиск поставщиков и т.д.;

• Поддержка со стороны опытного партнера;

• Доступность инноваций и новых технологий;

• Увеличение конкурентных преимуществ;

• Удовлетворение от участия в «коллективном» бизнесе.


Однако, при всех преимуществах франчайзинга нельзя отрицать наличие недостатков. Хотя «недостаток» это не совсем верный термин, правильнее говорить о рисках. Можно перечислить основные из них:


для франчайзера:

• Риск утраты репутации, связанный с невыполнением франчайзи инструкций, стандартов и других необходимых условий;

• Риск утраты территории, связанный с различными формами противодействия со стороны франчайзи;

• Сокрытие франчайзи важной информации и/или представление неверной информации, дающей ложное представление о рынке;

• Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации конкурентам;

• Незаконное использование франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и/или несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав;

• Использование марки и фирменного стиля после расторжения договора до степени смешения похожих на франчайзера;

• Отказ выплаты роялти.


для франчайзи:

• Недостаточная и ложная информация о франшизе;

• Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию;

• Слабая проработка рынка франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка;

• Неэффективное развитие территории (большое количество предприятий на территории и необоснованное приближение предприятий франчайзи друг к другу и т.д.);

• Неоправданный контроль со стороны франчайзера и скрытое управление сетью, позволяюшие франчайзеру приобретать несправедливые преимущества;

• Чрезмерное ограничение деятельности франчайзи;

• Жесткие условия контракта и отсутствие гибкости , не позволяющие своевременно учесть новации;

• Досрочное прекращение франчайзером договора в остсутствие серьезных нарушений со стороны франчайзи;

• Невозобновление договора и/или существенное изменение условий договора при возобновлении;

• Ликвидация, реорганизация и смена правообладателя и изменение стратегии.

Многообразие преимуществ и рисков требует очень серьезного, грамотного подхода при принятии решений как о формировании и применении концепции франчайзинга, так и об участии во франшизных отношениях. Не лишним будет напомнить, что модели франчайзинга, мотивации франчайзеров и франчайзи, цели и схемы взаимодействия сторон ,при наличии общих признаков, могут существенно различаться между собой. Соответственно будут изменяться перечисленные выше преимущества и недостатки. Они будут идентифицированы для каждой конкретной системы.


Франчайзинг (в российском законодательстве этот термин отсутствует) – это форма взаимодействия субъектов рынка, представляющая одну из разновидностей вертикальной интеграции, обладающая рядом специфических признаков. Далеко не каждая сеть развивается в формате франчайзинга. Соглашение, на основе которого действуют участники отношений, является вертикальным соглашением.

Вертикальные соглашения – это соглашения или совместные действия между двумя или более организациями, каждая из которых работает на различном уровне производства или цепи распределения, и которые затрагивают условия, при которых стороны могут покупать, продавать или перепродавать некоторые товары или услуги.


Франшиза (в российском законодательстве термин отсутствует). В других правовых системах нет полного терминологического единообразия:

• под «франшизой» понимается права (комплекс прав): например, Регламенты ЕС, Модельный закон раскрытия франшизы УНИДРУА)

• либо отношения, права и обязательства по договору, договоренности (например, Акты США, Австралийский Кодекс, Закон Китая)

• либо комплексная лицензия (например, Республика Казахстан) При отсутствии терминологического единообразия возможно выделить ряд общих признаков, характерных для определения сущности и содержания франчайзинга:

• наличие письменного двухстороннего соглашения (контракта);

• субъекты соглашения - франчайзер (обладатель прав) и франчайзи (пользователь прав);

• наличие прав у франчайзера (торговое название и/или товарный знак(знак обслуживания), коммерческие символы, патенты, ноу-хау, деловые и технические методы ,производственная система и другие права интеллектуальной собственности;

• использование прав на интеллектуальную собственность с целью распределения товаров и услуг;

• право и обязанность франчайзи осуществлять бизнес в соответствии с концепцией франчайзера; вести бизнес под системой или существенно определенным маркетинговым планом; работать под единообразной системой франшизы, вести дело под системой установленной франчайзером;

• со стороны франчайзера - поддержавшие, продолжающиеся условия коммерческой и технической помощи ; помощь различного характера; обучение и продолжающаяся помощь;

• прямое или косвенное вознаграждение; входные и продолжающиеся платежи;

• контроль со стороны франчайзера;

• преддоговорное раскрытие информации (в некоторых странах обязательно только для франчайзера, в некоторых странах обязательно для двух сторон.


На франчайзинг можно посмотреть с трех точек зрения:


Во-первых,

- Франчайзинг - это экономическая система. Механизм формирования экономики франчайзинга определяется экономикой тех организаций, которые вступают в партнерские отношения. Чем выше экономический потенциал сторон, тем перспективнее экономическая среда франчайзинга. Безальтернативно можно утверждать, что экономика франчайзинга серьезно зависит от отрасли, территории деятельности, видения и воли руководства.


Во-вторых,

- Франчайзинг - это маркетинговая распределительная система, позволяющая осуществлять быстрое продвижение на рынке. В отличие от горизонтального распределения с неопределенным количеством посредников , формируется вертикальная система с известным "в лицо" посредником, доводящим товар до конечного потребителя. Франчайзинг существует только на массовом рынке. "Покупатель франшизы" (об этом термине чуть позже) работает с конечным потребителем, и это существенное отличие от "дистрибьюции", в том понимании, которым мы обладаем. Если мы говорим о маркетинге, то как правило, мы говорим о стратегии развития с использованием избранной организацией (и только этой организацией) системой маркетинговых инструментов. Соответственно, маркетинговая система зависит от большого количества факторов.


Во-третьих,

- Франчайзинг - это система правового взаимодействия сторон. Возможность партнеров прийти к сотрудничеству определяется их взаимными интересами, а интересы определяются экономическим и маркетинговым потенциалом. Соответственно , согласовывая свои интересы и оформляя их в форме договора ( естественно с учетом существующих законодательных норм и правил), стороны имеют возможность на практическую реализацию франчайзинга. При этом условия договоров по разным системам могут существенно различаться совершенно по разным причинам и признакам.


Учитывая сказанное необходимо помнить о том, что при наличии общих признаков не может быть одинаковых концепций франчайзинга, поскольку различны продукты, марки, бизнес системы, экономика, маркетинг, внешние условия и т.д. Поэтому подготовка к "продаже/покупке франшизы" -это серьезное дело, которое требует оценки ожидаемых преимуществ и конечно своих желаний и возможностей. Франчайзинг-это форма продолжительного делового сотрудничества, поэтому выбор этой формы должен быть полностью осознан.


© И.В.Рыкова


 














© "Школа профессионального франчайзинга" 2005-2012 Тел.+7(495)772-3069   e-mail: profs@mail.ru, fpsr@bk.ru