Школа Профессионального Фрачайзинга
Главная О школе О франчайзинге Трудоустройство Услуги Публикации Контакты En De
Записаться на обучение
Обучение
Программы обучения
Реестр
Задать вопрос
Подкомитет по фрнчайзингу TПП РФ ПОДКОМИТЕТ ПО
ФРАНЧАЙЗИНГУ ТПП РФ
  Институт экономики РАН ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ РАН
Информационное письмо.

Терминологическая неопределенность не позволяет идентифицировать франчайзинг и формализовать его как объект, определяемый рядом признаков. Любые формы, в том числе свободное регулирование возможно только в случае наличия объекта, подлежащего регулированию. В большей части поэтому, вопрос о правовом регулировании франчайзинга в России до настоящего времени остается открытым, и мнения специалистов в этой области расходятся. Конечно, невозможно с большой точностью классифицировать существующие точки зрения и придерживающиеся этих точек зрения группы специалистов, но в первом приближении можно говорить о следующих вариантах:

1. ничего не изменять в сложившемся порядке регулирования. Этой точки зрения , по крайней мере публично, придерживаются в основном зарубежные специалисты, поскольку применимым правом является право происхождения прав на объекты интеллектуальной собственности и правила игры боле менее понятны. Этого мнения придерживаются также успешно действующие франчайзеры, поскольку уже приспособились с существующим нормам.

2. внести изменения в 54 главу Гражданского Кодекса. Суть изменений в основном касается снятия двойной регистрации договора коммерческой концессии, исключение контрольных функций для франчайзера, изменение в части снятия ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, а именно субсидиарной ответственности о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых ,оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии, и солидарной ответственности к пользователю как изготовителю продукции правообладателя, а также по части прав пользователя на заключение нового договора. Этого мнения придерживаются по понятным причинам действующие франчайзеры, а также представители некоторых общественных организаций.

3. ввести специальный закон, регулирующий франчайзинг. По этой точке зрения пока трудно выделить основную группу, поскольку это озвучивается публично наименее активно. Наиболее часто это мнение можно услышать от тех специалистов, которые владеют вопросами и тенденциями развития франчайзинга и формами его регулирования в других государствах и представителей научной среды, обладающих теоретическими знаниями в этой области.

По-нашему мнению, существует необходимость формализации основных позиций, которые должны включаться в договор (идентифицируемый как франчайзинг), например: передаваемые права и их использование, преддоговорное раскрытие информации, условия конфиденциальности, обучение и помощь, реклама, рассмотрение жалоб потребителей, внесение изменений в договор, расторжение и возобновление, последствия невыполнения обязательств, последствия расторжения и/или истечения сроков основного договора, порядок разрешения споров. Однако, для этого необходимо иметь ясность характера существующих проблем, проанализировать практику злоупотреблений, уже совершенных участниками отношений в форме франчайзинга, выявить интересы инвесторов и необходимость их защиты, а также интересы правообладателей и критерии для их защиты, а также оценить мнение правообладателей, пользователей, заинтересованных организаций, отраслевых и профессиональных ассоциаций. Только после этого будет понятно в какой форме лучше осуществлять регулирование. При этом важно не нарушить принципов экономической свободы участников такого рода отношений.

С уважением, директор Школы профессионального франчайзинга
И.В.Рыкова

 














© "Школа профессионального франчайзинга" 2005-2011 Тел.+7(495)772-3069 Тел./факс +7 (499)161-0519  e-mail: profs@mail.ru, fpsr@bk.ru