Школа Профессионального Фрачайзинга
Главная О школе О франчайзинге Трудоустройство Услуги Публикации Контакты En De
Записаться на обучение
Обучение
Программы обучения
Реестр
Задать вопрос
Подкомитет по фрнчайзингу TПП РФ ПОДКОМИТЕТ ПО
ФРАНЧАЙЗИНГУ ТПП РФ
  Институт экономики РАН ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ РАН
Аналитическая записка.

Вертикальная интеграция субъектов рынка в форме франчайзинга становится все более популярной формой развития и роста. Это, по существу связано с расширением инвестиционных возможностей, оптимизацией информационных, материальных и финансовых потоков, возможностями не только структурировать внутрисистемные связи, но и достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к этим изменениям , что в совокупности с другими преимуществами определяет конкурентоспособность не только каждого конкретного субъекта, но и сети в целом. В мировом сообществе направление развития и роста в форме франчайзинга является одним из самых перспективных. По данным Международной Ассоциации Франчайзинга в 2002 году в мире насчитывается 16,5 тысяч франчайзеров с более 1.2 млн.франчайзи, объем продаж сетей составляет 1.4 трлн.долларов США, занятость около 12 млн.человек. Количество франчайзеров и соответственно франшизных сетей продолжает расти достаточно высокими темпами не только в странах, имеющих большую историю франчайзинга как США и Великобритании, но и практически во всей Европе, включая страны бывшего социалистического лагеря и странах Азии. Вопросы франчайзинга не могут быть игнорированы в Росси как с учетом интеграционных процессов в мировой сообщество и необратимости глобализации, так и с учетом тенденций развития бизнеса на национальной территории. Стимулирование формирования вертикально-интегрированных систем на территории России (особенно национальных) позволит обеспечить не только выживание, но и создание условий для конкурентоспособности российского бизнеса (особенного малого и среднего) при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию. Очень важной в этой связи представляется политика государства, проводимая в этом направлении. Для понимания вопроса нами был проведен анализ реализации Федеральных программ и программ Москвы, в рамках которых были поставлены задачи в области франчайзинга. "Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы" было предусмотрено формирование правовой базы для развития франчайзинга. До настоящего времени такой правовой базы не появилось, за исключением уже имеющейся к тому времени 54 главы Гражданского кодекса, а также некоторых внесенных изменений и дополнений в законодательство по интеллектуальной собственности с учетом требований Генерального Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, действующего в рамках Всемирной Торговой Организации. Существующие в России законодательные и правовые акты не только не стимулируют развитие вертикальной интеграции в форме франчайзинга ,а являются тормозом как для формирования и развития национальных систем, так и противодействуют входу зарубежных франчайзеров, зарекомендовавших себя на международном рынке товаров и услуг. В "Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы" ускоренное освоение франчайзинга, наряду с другими направлениями (микрокредитование, доступ к финансовым и информационным ресурсам и др.) отнесено к приоритетным задачам. Одним из разделов Программы была предусмотрена разработка методических рекомендаций для применения с использованием по системе франчайзинга опыта успешно работающих малых предприятий и подготовка предложений по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы, что в результате должно было стать стимулом для развития франчайзинга в Российской Федерации. Возможно "методические рекомендации" и были разработаны, но по крайней мере распространения они не получили. Что касается "предложений по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы", то можно констатировать, что изменений в нормативно-правовой базе, за исключением указанных выше, до настоящего времени не произошло. "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы." практически дословно повторила приоритетность ускоренного освоения франчайзинга, и перечень планируемых мероприятий был расширен. Например, было предусмотрено:

1. Подготовка методических рекомендаций по использование системы франчайзинга в малом предпринимательстве. К сожалению, несмотря на наш интерес к этому вопросу "Методических рекомендаций" найти не удалось.

2. Тиражирование малых предприятий с использованием системы франчайзинга и развитие франчайзинговых центров. Франчайзинговый центр малого бизнеса был создан, но фактически прекратил свою деятельность, вероятнее всего в связи с отсутствием бюджетного финансирования. Как осуществлялось "тиражирование" предположить достаточно сложно, поскольку это внутренняя информация организации, при этом вызывает большое сомнение возможность, вероятность и целесообразность "тиражирования", осуществляемого извне.

3. Проведение семинаров конференций и выставок по вопросам франчайзинга малых предприятий. Небольшое количество популярных мероприятий было проведено. Однако, вряд ли можно говорить о достижении ожидаемых результатов в части "создания условий для реализации приоритетных направлений развития малого предпринимательства с использованием франчайзинга".Что же касается ожидаемой "активизации процесса интеграции малых и крупных предприятий", то такая активизация является просто экономически обусловленной.

   Вопросы развития малого и среднего предпринимательства рассматриваются в Федеральных программах экономического и социального развития территорий. Например, в области развития малого и среднего предпринимательства внедрение передовых технологий и использование франчайзинга рассматривается как одно из приоритетных направлений Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года. Программы, направленные на развитие и поддержку малого предпринимательства разрабатываются и на уровне субъектов Федерации. Наиболее активные позиции в этом направлении занимает Москва. В Комплексных программах развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве имели и имеют место подпрограммы и проекты, направленные на развитие франчайзинга.
   В "Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг" подпрограмма 6 "Создание новых МП с использованием механизма Франчайзинга" предусматривала формирование и развитие в Москве инфраструктуры комплексной поддержки процесса создания МП с использованием механизма франчайзинга. Во исполнение данной подпрограммы предполагалось наряду с другими мероприятиями создание системы методологических, информационно-консультационных центров и обучающих услуг, представляемым МП в сфере франчайзинга ,а также формирование специализированной базы данных франшизных предприятий и потенциальных участников франчайзинговых систем. Специализированная база данных в настоящее время успешно развивается с участием Российской Ассоциации Франчайзинга. Что же касается методологических, информационно-консультационных центров и обучающих услуг, то в сфере франчайзинга их крайне недостаточно. И связано это в основном с отсутствием специалистов в этой области. Это очень специфическое направление, требующее специальных знаний, которые получить в России сложно, как в рамках высшего образования ,так и в рамках повышения квалификации, в связи с относительной новизной франчайзинга для России, а также отсутствием практического опыта и конфиденциальностью существующих моделей. "Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001 - 2003 гг." было предусмотрено создание и поддержание банков данных по различным аспектам ведения бизнеса, включая базы данных по лизингу оборудования и франчайзингу, что успешно реализуется и в настоящее время, в том числе, в рамках Программы "Электронная Москва". Один из проектов этой Программы предусматривал организацию и проведение ежегодной международной конференции "Франчайзинг в России", которая была проведена.
   В "Комплексная программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг." определены задачи популяризация передовых технологий ведения бизнеса, в (лизинг, субконтрактация , франчайзинг) ,дальнейшее развитие ресурсов Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы (информационного компонента) посредством в том числе поддержания созданных информационных массивов, включая направления, в том числе, франчайзинг. "Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы" рассматривает использование франчайзинга со стороны отечественных и иностранных сетевых структур, имеющих налаженную систему товароснабжения и высокие стандарты обслуживания как актуальную проблему и определяет франчайзинг с точки зрения развития города приоритетным направлением развития отрасли, конечно наряду с другими важными направлениями. В контексте этого раздела предусмотрено способствовать расширению масштабов применения франчайзинга на потребительском рынке как средства повышения устойчивости и конкурентоспособности малых предприятий, улучшения качества обслуживания, сокращения производственных затрат. По общественному питанию также предусмотрено внедрение франчайзинга и сетевых форм организации предприятий общественного питания.
   Проведенный анализ позволил сделать вывод, что на государственном уровне и на уровне субъектов Федерации франчайзинг рассматривается как приоритетное направление. Социально-экономические предпосылки, сложившиеся в России , изменения происходящие на уровне регионов, а также определенные мероприятия, проводимые в рамках федеральных и региональных программ способствуют росту популярности франчайзинга в российской предпринимательской среде, а также расширению сегмента заинтересованных лиц, предпринимателей и организаций к этой форме развития бизнеса. При этом не трудно заметить, что идеология формирования правового поля франчайзинга, методологии и обучения трансформировалась в идеи популяризации франчайзинга , к сожалению, при отсутствии перспективного видения последствий его массового развития. И первое препятствие к формированию этого видения это терминологический вакуум. Термин "франчайзинг" и соответственно многие сопутствующие термины, присущие такой форме отношений в России нелегализованы. Соответственно, невозможно идентифицировать франчайзинг, а если сказать просто, понять кто использует эту форму отношений, а кто нет. А если невозможно выделить франчайзинг среди многих похожих форм, соответственно нельзя выявить основные проблемы, а если проблемы непонятны или поняты не совсем так, нельзя их и решить. А по существу развитие вертикальной интеграции (в том числе в форме франчайзинга), это серьезные структурные изменения на рынке , которые не могут быть игнорированы государством. Хочется надеется, что ситуация изменится.

С уважением, директор Школы профессионального франчайзинга , к.э.н.
И.В.Рыкова

 














© "Школа профессионального франчайзинга" 2005-2011 Тел.+7(495)772-3069 Тел./факс +7 (499)161-0519  e-mail: profs@mail.ru, fpsr@bk.ru