Школа Профессионального Фрачайзинга
Главная О школе О франчайзинге Трудоустройство Услуги Публикации Контакты En De
Записаться на обучение
Обучение
Программы обучения
Реестр
Задать вопрос
Подкомитет по фрнчайзингу TПП РФ ПОДКОМИТЕТ ПО
ФРАНЧАЙЗИНГУ ТПП РФ
  Институт экономики РАН ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ РАН
Российские реалии франчайзинга. Статья.
© И.Рыкова

Все более популярной становится вертикальная интеграция субъектов рынка в форме франчайзинга. Это связано с расширением инвестиционных возможностей, оптимизацией информационных, материальных и финансовых потоков, что позволяет не только структурировать внутрисистемные связи, но и достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к ним и в совокупности с другими преимуществами определяет конкурентоспособность каждого конкретного субъекта и сети в целом.

Характерные особенности франчайзинга - пересечение многих разделов законодательства, в большинстве из которых в Росси уже есть нормативные наработки. Это нормы, относящиеся к договорному праву, законодательству об интеллектуальной собственности, антимонопольному законодательству и др. Основные нормы, по крайней мере в настоящее время в России, содержатся в 54-й главе Гражданского кодекса "Договор коммерческой концессии", который используется в качестве базового при формировании отношений в форме франчайзинга и имеет ряд общих признаков с нормами других государств. Например, передача прав на использование комплекса исключительных прав, письменная форма договора, передача информации, вознаграждение, ограничения прав сторон по договору, права пользователя заключить договор на новый срок.

Однако 54-я глава не совсем удачна в плане регулирования правоотношений внутри сети, и формирование договора в "типовом варианте", как в России часто привыкли делать, т.е. используя только текст, который прописан в Гражданском кодексе, в ряде случаев приводит к негативным правовым и экономическим последствиям. Например, такие обязательные в зарубежных государствах для правообладателей нормы, как постоянное техническое и консультативное содействие, включая обучение работников пользователя и контроль за качеством товаров (работ, услуг), в России носят диспозитивный характер, т.е. подлежат исполнению, если договором не предусмотрено другое. А это не может не нести в себе риска недобросовестности со стороны некоторых правообладателей.

Учить и контролировать необходимо для того, чтобы сеть развивалась, была единообразной, конкурентоспособной и приобретала высокий уровень репутации. К этому стремятся все франчайзеры мира. У нас же достаточно распространено мнение о необходимости исключения контрольных функций. Многие государства идут по пути самостоятельного регулирования франчайзинга в различных формах, например, США , Франция, Италия, Испания, Канада, Бразилия, Румыния, Индонезия, Малайзия, Китай, Япония, Корея и некоторые другие. В рамках Европейского союза франчайзинг, равно как и все формы вертикальной интеграции, регулируется нормами конкурентного права.

Безусловно, каждая страна идет своим путем, но в условиях глобализации правовые нормы постепенно унифицируются ради создания равных условий для субъектов рынка на принципах добросовестности, торговой честности и исполнения своих обязательств. В России при всей популярности самого слова "франчайзинг" еще нет полного понимания, что структура отношений, лежащая за этим термином, обязана иметь комплексный и системный характер, т.е. должна быть определенная совокупность предметов, требований и действий и наличие обратных связей. Франчайзинг не входит в рамки одного договора, его невозможно осуществить на основе простой передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Необходимо выстраивать взаимовыгодные отношения, в рамках которых использование марки, технологии, опыта, системы управления, маркетинга, различных программ и других элементов системы дадут именно сетевые преимущества.

Основное достижение - наличие общих целей развития на рынке и адекватное поведение (деловая этика) при сохранении полной юридической свободы. Кто это понимает, тот заполняет правовые пробелы в области регулирования франчайзинга в России существующими нормами (обращаю внимание - существующими) договорного права. Если у правообладателя качественно разработана Система (а это именно тот продукт , который предлагается на рынке франчайзинга), если условия договора между сторонами разумны и понятны, если потенциальные партнеры в процессе переговоров ведут себя честно и деловая этика является основным принципом их поведения на рынке, то отсутствие специальных норм регулирования не становится препятствием для развития каждого из них, а также формирования, расширения и роста сети.

В настоящее время термин "франчайзинг" в России нелегализован. Терминологическая неопределенность не позволяет идентифицировать франчайзинг и формализовать его как объект, определяемый рядом признаков. Участники рынка используют разную терминологию, что естественно отражается в договорах. И в ряде случаев порождает неоднозначное восприятие одних и тех же понятий, что нередко приводит к конфликтам. Речь идет даже не о самом термине "франчайзинг" или "франшиза", а о тех составляющих элементах, которые подлежат передаче по договору, например, система, стандарты, коммерческий опыт , репутация и др. Причем содержание терминов, принимаемых в рамках договора, а также условия могут заметно различаться в зависимости от вида франчайзинга , концепции, форм и механизмов построения сети, структуры и объема передаваемых прав и др. Поэтому использование чужого договора, что нередко бывает в России, - само по себе серьезный риск, поскольку он может не соответствовать стратегии развития. А это, как правило, становится явным по истечении определенного времени.

В некоторых случаях у создателя модели с фирменной атрибутикой нет исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, формализованной формы управления предприятием, маркетинга, стандартов и других необходимых элементов, а также возможности передачи опыта другим лицам, т.е. тиражирования этой модели. Бизнес единичного предприятия серьезно отличается от бизнеса в формате сети. Франчайзинг - по сути новый бизнес, где необходимо стратегически переориентироваться с управления одним предприятием на управление ростом сети. На мой взгляд, этому надо учиться, не экономить на консультантах, юристах, профессиональных бухгалтерах и других специалистах. Это позволит впоследствии серьезно сэкономить на участии в конфликтах и судебных разбирательствах.

Также крайне важно, чтобы потенциальные пользователи (франчайзи) осознавали, что они приобретают, за что платят и какие выгоды будут иметь. Формируя партнерские отношения, необходимо достичь полного понимания, все термины должны быть четко определены. Франчайзинг - это длительная форма отношений и ошибки, недоработки и недопонимание могут дорого стоить тем субъектам рынка, которые выбрали для своего развития эту концепцию. Но это только верхушка айсберга существующих проблем.

Правовая недостаточность - это не только отсутствие регулирования франчайзинга, это еще и недостаточность механизмов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности, что на руку недобросовестным предпринимателям, использующим не принадлежащие им права.

С ростом популярности франчайзинга, сетей и числа их участников, соответственно, увеличивается и количество конфликтов. Однако это не означает, что все так плохо. Напротив, естественно и вполне логично: вместе с популярностью приходят проблемы, вместе с решением проблем приходит опыт, вместе с опытом приходят определенные правила поведения, которые рано или поздно будут формализованы определенными законами и нормами. Если говорить о других государствах, то со времени решения о необходимости регулирования франчайзинга до принятия регулирующих законов и норм проходило от 10 и более лет и, если исходить из этого, то мы уже близки к цели. Сейчас национальные системы находятся на стадии отработки своих моделей и опыт некоторых из них можно с уверенностью признать удачным. Зарубежные системы проходят этап адаптации концепций к российским реалиям.

Как сейчас решаются конфликты, возникающие в рамках франчайзинговых сетей? Основных вариантов три : мирным путем, т.е. пытаясь договориться (этот путь в основном присущ тем системам, которые стремятся сохранить ноу-хау и конфиденциальную информацию) ; в суде (в том случае, когда не удается договориться или не хватает терпения); пытаясь забыть друг друга (т.е. попросту не исполняя условия договоров, не имея желания договариваться, либо не желая вступать в череду судебных разбирательств).

По понятным причинам, наиболее правильный и цивилизованный путь - первый. В мировой практике существуют специальные процедуры так называемого посредничества (медиации), в некоторых государствах они являются обязательными до обращения в суд. Посредник - независимое лицо, посредничество - конфиденциальная, быстрая и малозатратная процедура, позволяющая сторонам прийти к соглашению, не прибегая к суду. Однако для этого тоже должны быть правовые механизмы, которых в России пока нет.

Что дальше? Франчайзинг будет развиваться, общая экономическая и правовая ситуация, возможно, частично и сдерживает масштабы, но не становится тормозом на этом пути.

Думаю, существует необходимость формализации основных позиций, которые должны включаться в договор, например: передаваемые права и их использование, преддоговорное раскрытие информации, условия конфиденциальности, обучение и помощь, реклама, рассмотрение жалоб потребителей, внесение изменений в договор, расторжение и возобновление, последствия невыполнения обязательств, последствия расторжения и/или истечения сроков основного договора, порядок разрешения споров. Однако для этого необходимо прояснить характер существующих проблем, проанализировать практику злоупотреблений, выявить интересы инвесторов и необходимость их защиты, а также интересы правообладателей и критерии для их защиты, а также оценить мнение правообладателей, пользователей, заинтересованных организаций, отраслевых и профессиональных ассоциаций. Только после этого будет понятно, что и в какой форме надо формализовывать. При этом важно не нарушить принципов экономической свободы участников такого рода отношений. В настоящее время Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка проводит определенную работу в этом направлении, что, полагаю, стимулирует обсуждение вопросов регулирования франчайзинга в России.


Материал использовать только с согласия автора.

 














© "Школа профессионального франчайзинга" 2005-2011 Тел.+7(495)772-3069 Тел./факс +7 (499)161-0519  e-mail: profs@mail.ru, fpsr@bk.ru