Школа Профессионального Фрачайзинга
Главная О школе О франчайзинге Трудоустройство Услуги Публикации Контакты En De
Записаться на обучение
Обучение
Программы обучения
Реестр
Задать вопрос
Подкомитет по фрнчайзингу TПП РФ ПОДКОМИТЕТ ПО
ФРАНЧАЙЗИНГУ ТПП РФ
  Институт экономики РАН ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ РАН
Современное состояние франчайзинга в России.

(тезисы доклада)


 

Рыкова И.В.

 

Председатель Подкомитета по франчайзингу Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ,

 

генеральный директор ООО «Правовой Сервис «ФАРН», директор Школы профессионального франчайзинга, к.э.н.



О развитии франчайзинга в России мы можем судить на основании той информации, которая представлена участниками рынка в СМИ и среде Интернет. В 2007 году (по состоянию на октябрь) около 560 организаций, открыто декларировали свое развитие в формате франчайзинга.

В структуре рынка франшиз розничная торговля занимает 51 %, в том числе 48%-торговля непродовольственными товарами и только 4% розничная торговля продуктами питания. В секторе торговли непродовольственными товарами основную долю в совокупности занимают розничная торговля одеждой (47%) и обувью (5%), активно развивается и увеличивается предложение франшиз по продаже подарков (12%). Количество сетей, а также число участников внутри сетей имеют тенденцию роста. Это объясняется рядом преимуществ, которые приобретают субъекты рынка, объединенные в сеть.

Как показывает зарубежный опыт, крупные торговые сети, специализирующиеся на продаже продуктов питания в магазинах больших форматов, хотя и являются вертикально-интегрированными системами, не всегда избирают концепции развития в форме франчайзинга. Это связано со спецификой продаваемых товаров, спецификой информационных и логистических систем, а также со сложностью осуществления контроля качества товаров. Наиболее приемлемы концепции франчайзинга для розничной торговли продуктами питания ограниченного ассортимента, а также для специализированных магазинов, например, по продаже чая, кофе, выпечки, сыра и др. Аналогичная ситуация складывается и в России.

По сравнению с 2006 годом увеличился сектор услуг- он занимает 30% в структуре франшиз и несколько уменьшился сектор общественного питания, его доля составляет 13%. Наибольшее количество предложений франшиз мы наблюдаем в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. В отличие от зарубежных государств, в России слабо представлен сектор бытовых услуг и услуг для дома: химчистки, ремонт, благоустройство и др.

Франчайзинг в России начал развиваться значительно позже, чем в Соединенных Штатах Америки и позже, чем в Европе. Основных причин две: во-первых, такая форма развития и взаимодействия была невозможна в социалистической системе хозяйствования, во-вторых, к 90-м годам прошлого века был практически утрачен институт товарных знаков. Закон о товарных знаках появился только в конце 1992 года. Только в 1996 году была введена в действие часть II Гражданского Кодекса РФ, в которой наряду с другими новшествами появилась глава 54 «Коммерческая концессия», что можно назвать «началом истории» правового регулирования франчайзинга в России.

С середины 90-х годов прошлого века происходили значительные преобразования российского законодательства и экономики, что явилось причиной реструктуризации ранее существующих организаций и создания новых предприятий. Поэтому в структуре бизнеса в общем присутствуют молодые компании с новыми задачами и новым имиджем. Общая ситуация объясняет и сложившуюся структуру франшиз по сроку предложения на рынке, 78 % франшиз существует на рынке до 5 лет.

Большой разрыв наблюдается между заявленными и реальными предложениями франшиз, т.е. из 100 % заявленных франшиз приблизительно только половина является реальными. Декларирование продажи франшиз некоторыми участниками рынка при отсутствии разработанной системы франчайзинга может явиться причиной дискредитации самой идеологии франчайзинга и косвенно оказать негативное влияние на репутацию тех компаний, которые заслуживают доверия.

По проведенным Подкомитетом по франчайзингу и Школой профессионального франчайзинга исследованиям регионы России констатируют увеличение количества сетей и обращают при этом внимание на отсутствие достоверной информации и недостаточное правовое регулирование франчайзинга в России.

Несмотря на достаточно большую популярность франчайзинга на территории Российской Федерации, до настоящего времени термин «франчайзинг» не внесен в нормативные акты. Это создает проблему недопонимания сущности франчайзинга, т. к. именно в раскрытии термина содержатся принципиальные критерии. Это создает трудности при формировании условий договоров, а в ряде случаев приводит к конфликтам между субъектами, вступившими в правоотношения. Это приводит к длительному характеру обсуждений международных договоров из-за трудности адаптации их к условиям российского правового поля.

Термин «франчайзинг» должен быть в России легализован и первоначально необходимо совместными усилиями выработать принципиальную позицию: должен ли термин «франчайзинг» стать полным аналогом термина «коммерческая концессия» или заменить его (т.е. идти по пути внесения изменений в 54 главу ГК РФ) , или термин «франчайзинг» должен появиться в самостоятельной главе ГК РФ или в специальном законе. При этом необходимо исходить из потенциальных юридических, а главное экономических рисков, которые могут возникнуть для субъектов отношений франчайзинга. Используя ресурс и авторитет Торгово-промышленной палаты РФ, необходимо выходить с законодательной инициативой по решению вопросов в области франчайзинга.

Следует также учитывать, что в международной практике наиболее распространенными являются два вида франчайзинга: франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата, для каждого из которых характерны свои особенности, в связи с чем целесообразно сформулировать критерии и специальные нормы для каждого вида франчайзинга.

 














© "Школа профессионального франчайзинга" 2005-2011 Тел.+7(495)772-3069 Тел./факс +7 (499)161-0519  e-mail: profs@mail.ru, fpsr@bk.ru