Школа Профессионального Фрачайзинга
Главная О школе О франчайзинге Трудоустройство Услуги Публикации Контакты En De
Записаться на обучение
Обучение
Программы обучения
Реестр
Мероприятия
Задать вопрос
Подкомитет по фрнчайзингу TПП РФ ПОДКОМИТЕТ ПО
ФРАНЧАЙЗИНГУ ТПП РФ
  Институт экономики РАН ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ РАН
Новое в правовом регулировании франчайзинга.
(тезисы сообщения)

к.ю.н. Васильева Е.Н.,
Старший научный сотрудник Института государства и права РАН



1. Новое регулирование отношений коммерческой концессии (франчайзинга)* вызвано не столько целями их совершенствования, сколько целями приведения в соответствие норм российского законодательства с нормами Части четвертой ГК РФ "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индвидуализации"**. Тем не менее, внесенные в связи принятием этой части изменения в Главу 54 ГК РФ*** "Коммерческая концессия" привели к существенному изменению концепции франчайзинга в России. Это изменение явилось следствием, во-первых, исключения возможности распоряжения фирменным наименованием путем передачи его в пользование (п.2 ст.1474 ГК РФ), во-вторых, признания исключительных прав на коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау), в-третьих, распространения норм о лицензионных договорах на договор коммерческой концессии (п. 4 ст. 1027 ГК РФ).

2. Из перечня средств индивидуализации, входящих в комплекс исключительных прав и формирующих предмет договора, исключено право на фирменное наименование - средство индивидуализации правообладателя. Ранее право на фирменное наименование признавалась базовым в комплексе исключительных прав, основным признаком, характеризующим договор коммерческой концессии, ибо прекращение у правообладателя права на фирменное наименование без замены его правом на новое фирменное наименование, являлось абсолютным основанием для прекращения договора. Несмотря на то, что включение исключительных прав на фирменное наименование в комплекс, формирующий предмет договора, иногда подвергалось научной критике, зарубежная практика признает возможность включения этого вида интеллектуальной собственности в договор франчайзинга. Теперь в качестве основного признака договора коммерческой концессии, признается исключительное право на товарный знак (знак обслуживания), хотя на юридическую судьбу договора также влияет юридическая судьба коммерческого обозначения, исключительные права на которое теперь входят в предмет договора факультативно.

3. Коммерческое обозначение как вид интеллектуальной собственности, законодательное определение этого объекта гражданских прав, признание прав на него в качестве исключительных впервые нашло свое выражение в четвертой части ГК РФ. В отличие от фирменного наименования - средства индивидуализации коммерческой организации (субъекта гражданских прав), коммерческое обозначение это - средство индивидуализации промышленного, торгового или иного предприятия как имущественного комплекса (объекта гражданских прав), принадлежащего лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность.
Содержащееся в ст.ст. 1538 - 1541 ГК РФ регулирование явно недостаточно, что неизбежно вызовет сложности в регулировании отношений коммерческой концессии. В частности, в законе не устанавливаются основания возникновения исключительных прав на коммерческое обозначение.

4. Изменение предмета договора коммерческой концессии потребовало внесения системных изменений и в другие статьи Главы 54 ГК РФ с тем, чтобы исключить противоречия и изъять те нормы, необходимость в которых отпала. И эти изменения и дополнения нашли свое отражение в ст.ст. 1036, 1037, 1039, 1040, 1028 ГК РФ. Вместе с тем, в главу 54 ГК РФ внесены изменения, прямо не связанные с принятием четвертой части ГК РФ, но устраняющие отдельные противоречия в прежнем регулировании и направленные на ее совершенствование. Эти изменения весьма немногочисленны. Так, изменена норма о последствиях отсутствия государственной регистрации и исключена обязанность правообладателя выдать пользователю необходимые лицензии.

5. Статья 1027 ГК теперь дополнена пунктом 4, согласно которому к договору коммерческой концессии соответственно применяются правила четвертой части ГК РФ о лицензионных договорах, если это не противоречит положениям Главы 54 "Коммерческая концессия" или существу данного договора. Эта норма носит технический характер, поскольку в ней воплощен отсылочный метод, который обычно используется в целях законодательной экономии. Такая отсылка к лицензионным договорам не дает оснований для прямого включения договора коммерческой концессии в группу лицензионных договоров.
Чтобы юридически грамотно использовать на практике нормы о лицензионных договорах к коммерческой концессии, необходимо выявить те нормы о лицензионных договорах, которые противоречат нормам Главы 54 ГК, т.к. их применение исключено. Так, если в лицензионном договоре срок не установлен, то в силу указаний закона он считается заключенным на 5 лет, а в отношении договора коммерческой концессии это правило не действует, так как при отсутствии условия о сроке, договор прекращается по правилам п. 1 ст.1037 ГК РФ. Кроме того, требуется уяснить существо договора коммерческой концессии, с тем чтобы исключить применение к нему тех правил о лицензионном договоре, которые противоречат существу коммерческой концессии. Например, возможность заключения безвозмездного договора, предусмотренная нормой ч. 1 п. 5 ст. 1235 ГК РФ противоречит существу договора коммерческой концессии, преследующему предпринимательские цели.
В результате анализа норм о лицензионных договорах можно сделать вывод о том, что к отношениям коммерческой концессии следует применять, в частности, правила о предмете договора (п. 6 ст. 1235), о признании цены существенным условием договора (ч. 2 п. 5 ст. 1235). Нормы ст. 1237 формулируют дополнительные обязанности сторон в договоре коммерческой концессии, а требования п. 3 ст. 1489 ограничивают возможность включения в комплекс исключительных прав некоторых видов товарных знаков.

6. Для практической деятельности большое значение имеет ответ на вопрос, требуется ли вносить изменения в действующие договоры франчайзинга в связи с изменениями, внесенными в Главу 54 ГК и принятием Части четвертой ГК РФ? Ответ на этот вопрос дает анализ ФЗ о введении в действие этой части. В нем не содержится правил об обратном действии отдельных его статей. Следовательно, не требуется исключать фирменное наименование из предмета договора коммерческой концессии (франчайзинга), действующего на момент введения в действие четвертой части ГК РФ и изменений и дополнений к Главе 54 ГК РФ, но при условии, что это фирменное наименование соответствует требованиям четвертой части ГК РФ. Если оно не отвечает этим требованиям, необходимо изменить такое фирменное наименование. Только в этом случае потребуется изменение договора.

7. Внесенные в Главу 54 ГК РФ изменения и дополнения не коснулись тех проблем, нерешенность которых не снимает с повестки дня вопрос о необходимости совершенствовать правовое регулирование франчайзинга в России с учетом, в том числе зарубежного и международного опыта (проблема преддоговорного раскрытия информации правообладателем, законности приобретения им исключительных прав, их действительности и коммерческой ценности, большей защиты законных интересов приобретателей концессионной (франшизной) продукции, нормативное определение понятия "объем использования", "сопутствующих договоров" с соответствующим договору специальным регулированием, включение в Главу 54 правила, допускающего страхование договорной ответственности и др.). Представляется также необходимым изменить название договора, используя уже устоявшийся в мировой практике термин "франчайзинг", как более адекватно отражающий сущность отношений. Кроме того, было бы полезно провести в ГК РФ деление франчайзинга на виды, и сформулировать специальные нормы, предназначенные для каждого вида франчайзинга с учетом его особенностей.


______________________________

* - Общепризнанно, что договор коммерческой концессии является российским аналогом договора франчайзинга, существующего в практике зарубежных стран. В тексте используется терминология российского законодательства, хотя на практике этот договор чаще именуется договором франчайзинга.
** - Принята 18 декабря 2006 г., вводится в действие с 1-го января 2008 г.
*** - Изменения внесены ФЗ о введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 25) от 18 декабря 2006 г. Вступают в действие с 1-го января 2008 г.

 














© "Школа профессионального франчайзинга" 2005-2011 Тел.+7(495)772-3069 Тел./факс +7 (499)161-0519  e-mail: profs@mail.ru, fpsr@bk.ru