Школа Профессионального Фрачайзинга
Главная О школе О франчайзинге Трудоустройство Услуги Публикации Контакты En De
Записаться на обучение
Обучение
Программы обучения
Реестр
Задать вопрос
Подкомитет по фрнчайзингу TПП РФ ПОДКОМИТЕТ ПО
ФРАНЧАЙЗИНГУ ТПП РФ
  Институт экономики РАН ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ РАН
Инга Рыкова: "За что платит франчайзи". Интервью

- Иные "знатоки бизнеса", когда пытаются на уровне примитивного ликбеза пояснить, что же такое франчайзинг, часто кивают на сеть ресторанов "Макдоналдс" - дескать, вот вам классический образчик франшизы, и всем все становится ясно. Тем не менее…

- "Макдоналдс" по франчайзингу в России не работает, так же как, например, в Китае, он сориентирован здесь на недвижимость и имеет свои собственные предприятия. Отечественных предпринимателей данная сеть не вовлекает - только рабсилу. Это самая настоящая иностранная сетевая монополия, - таково мнение председателя Подкомитета по франчайзингу Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, директора Школы профессионального франчайзинга, кандидата к. э.н., генерального директора ООО "Правовой сервис "ФАРН" Инги Рыковой.


- Какие же тогда предприятия у нас франчайзинговые?

- Это смотря кто и как считает… Общепринятыми признаками франчайзинга являются привлекательность для рынка того или иного продукта, плюс известная и понятная потребителю марка, а также технология ведения определенного дела, технологии развития и управления сетью, что, в общем-то, в совокупности и привлекает внимание независимых посредников - франчази. Таким образом, товар, марка и технология становятся новым продуктом, предлагаемым к продаже. Франчайзинг- двухуровневая потребительская система: один уровень - продукт, второй - франшиза, и всякие отношения строятся в этих двух уровнях. Сегодня у нас есть, конечно, классические системы - в основном, зарубежные, выходящие из других стран и расширяющиеся на нашем рынке. Но они не всегда адаптированные и перспективные в силу существующего в России правового поля. Разница между правовыми полями стран происхождения франшизы и ее приобретателя в ряде случаев не дает франшизе дальнейшего продвижения. Потому кто-то называет цифру франчайзинговых фирм в 2 сотни и более; я же считаю, всего по России максимум 30-40 таких организаций. Берущиеся на слух декларативные брэнды порой серьезно вводят любителей статистики в заблуждение.


- Какие харизматические примеры истинно франчайзинговой классики вы можете сейчас привести?

- Конечно, это "Баскин Роббинс". Но сеть развивается с трудом... Вышла на рынок марка "Сбарро". Много систем сейчас в сфере парикмахерских и косметологических услуг, спа-услуг. Услуги по чистке помещений - "Джани Кинг", "Кем Драй". С отечественными марками сложнее, хотя и они развиваются. Удачная модель в сфере общепита - это, как мне представляется, "Гриль-мастер". Были "Мастер франчази", затем выкупили права - стали владельцами марки "Гриль-мастер". Кроме Москвы и Санкт-Петербурга , франчайзинг активно развивается в Тюмени, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и ряде других городов.


- Что, по-вашему, наиболее всего тормозит развитие франчайзинга в стране?

- Стыдно признать, но у нас все еще нет полного понимания, что же такое франчайзинг? Полагаю, решить данный вопрос достаточно даже в рамках не законодательного регулирования, а саморегулирования - скажем, в рамках Российской ассоциации франчайзинга либо Подкомитета по франчайзингу ТПП РФ. В Подкомитете мы пытаемся сейчас принять какое-то определение хотя бы на уровне общественного признания. Пока мы не определимся терминологически, двинуться далее никуда не сможем. Франчайзингу бизнес-формата, к которому мы сейчас приближаемся, присуще наличие определенных классических элементов - марки, прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществление контрольных функций и обязательно - выплата ролялти (вознаграждения). Должна признать: очень немногие российские системы сегодня отвечают данным критериям. Ныне франчайзинг "в моде", но чтобы выйти на него, требуется много времени и денежных средств для отработки системы. Поэтому мы сейчас наблюдаем предложения пвсевдофраншизы - когда "за просто так" предлагают марку и какие-то услуги. Однако во всем мире, включая Россию, условия вознаграждения - существенная составляющая франчайзинга. Сюда может входить и единовременный взнос за право вступления в систему, и выплата ролти или периодические, чаще всего, ежемесячные, платежи за использование прав. Приобретатели франшиз являются инвесторами. Это активизирует инвестиции, способствует росту предпринимательства, бюджетных отчислений, дает дополнительные рабочие места, дополнительные возможности в конкуренции, а также возможности приобретения готовых схем и моделей бизнеса. Это дело надо всячески поддерживать, хотя со стороны государства интереса здесь не просматривается. Концептуального подхода к развитию сетей так же нет, а мы готовимся вступать в ВТО и в Евросоюз...


- И это при том, что франчайзинг, возможно, - единственная альтернатива экспансии структур типа "Рамстор", "Ашан", "Метро" и проч. сетевых монополистов.

- Выжить можно только организованно. До вступления в ВТО возможно следует подумать о совершенствовании законодательства. Таким путем пошла вся Азия: в Индонезии, в Малайзии, например - вход на рынок извне только через совместные предприятия. Прибыль не должна уплывать из страны. На подобные вещи следует обращать внимание, у государства, на мой взгляд, должно быть какое-то концептуальное видение развития сетей. Либо полная открытость для входа зарубежных сетей, либо все-таки их некоторое ограничение - может быть, по отраслям, по секторам экономики, исходя из приоритета интересов национального рынка. Это очень серьезные аспекты, мне совершенно непонятно, почему на это у нас не обращают внимания. Мы продвигаем за свои деньги зарубежные марки.


- Что же все-таки нужно сделать для активного развития франчайзинга в стране? Что намерен сделать ваш Подкомитет?

- Не боюсь повториться: первое, что надо сделать, - определиться терминологически. Второе - понять, каким путем осуществлять регулирование деятельности. Во многих государствах по франчайзингу есть специальное законодательство или регулирующие нормы, позволяющие субъектам рынка работать более или менее корректно с точки зрения деловой этики. В Европе, за исключением Франции, Испании, Италии отношения во франчайзинге законодательно не регулируются, но действуют нормы конкурентного права, серьезно ограничивающие недобросовестное поведение субъектов рынка в этом секторе. У нас же имеется не слишком удачная 54 глава Гражданского кодекса. Соответственно есть некоторые предложения специалистов и участников рынка по поводу регулирования - от "ничего не делать", этой точки зрения придерживаются уже приспособившиеся к работе в рамках существующих реалий отечественные франчайзеры, а также их зарубежные коллеги, поскольку применяемое ими право - право страны происхождения той или иной франшизы. Второе предложение - внести изменения в гл. 54 ГК. Данное направление мы обсуждаем в Комитете по законодательству Госдумы РФ - создана рабочая группа по внесению изменений в ГК. Третий путь - инициировать новый закон по франчайзингу, который бы позволил уйти от привязки к 54 главе, создать терминологические и проч. предпосылки к формированию договорных отношений, ибо коммерческая концессия у нас практически пустая, там нет ничего, за исключением проблем в 54 главе. Этой точки зрения так же придерживается немалая часть франчайзеров, в т.ч. и потенциальных, научная среда - люди, достаточно серьезно занимающиеся разработкой всех этих вопросов. Есть и четвертый путь: к законодательству прийти не вдруг, а по пути формирования этических норм поведения во франчайзинге, которые следует подвергать общественному обсуждению при участии госорганов. Пусть даже нормы будут рекомендательного характера; по крайней мере, появится какой-то документ, позволяющий франчайзерам и франчази понять смысл бизнес-отношений. Этим путем наш подкомитет тоже сейчас пытается идти, чтобы выработать понимание ситуации и прийти к какому-то выводу: нужен ли нам все-таки закон или же можно формировать отношения, решать вопросы в рамках саморегулирования?


- Вообще государство все-таки должно каким-то образом пропагандировать франчайзинг. Какие его направления могут быть у нас перспективными?

- Перспективны те же общепит и торговля, а еще всевозможные бытовые услуги - во франчайзинге они будут активно развиваться: резервы роста - в нашем отставании в данной сфере малого бизнеса, здесь есть возможность работать над качеством сервиса. Но для того, чтобы что-то развивать, надо еще научиться, как это правильно делать. А кроме популяризации идеи, у нас до сего момента не было ничего серьезного в этом направлении. И вот, с доброго слова ТПП РФ и Леонида Ивановича Абалкина (мы работаем с Институтом экономики РАН, это наш совместный проект) мы открыли Школу профессионального франчайзинга. Прошли тестирование, представили свои блочно-модульные программы для различных отраслей и сегментов рынка и получили "добро". Мы работали над программами почти что год - чтобы они соответствовали образовательным стандартам, стали бы не просто научно-популярными семинарами, а настоящей системой обучения в этом секторе. Знания надо было добывать за пределами страны, адаптировать их не только к нашей системе образования, но и к отечественному рынку. И люди к нам сразу потянулись. Проводим, пока раз в месяц, 3-уровневые семинары под названием "Развитие бизнеса" в здании Института экономики. Первый уровень - теория, далее - расширение познаний в конкретно выбранной области. Каждый уровень обучения рассчитан на 5 занятий.


- Франчайзинг - система прибыльная и надежная?

- Здесь, как и в любом бизнесе, бывает всякое. Например, в Великобритании порядка 6% от всех существующих систем в год закрывается. Лично я по этому поводу особой эйфории не испытываю, это достаточно серьезные, сложные отношения. К управлению сетью, ее развитию, осуществлению контрольных функций относиться следует серьезно. Процент ухода систем с рынка достаточно велик, некоторые специалисты называют цифры от 25 до 35% за последние 10 лет. Это - в развитых странах Европы и в США. Иностранцы у нас не чахнут совсем, но проблемы имеют. Основная связана с выходом на рынок: есть жесткие контрактные условия, в рамках которых не всегда возможно передать разрешение на франшизу дальше на рынок. Поэтому некоторые развиваются своими собственными предприятиями, с большим трудом переходя на франчайзинг, или систему надо адаптировать к российскому рынку, а это - затраты и время. Те , кто выходит на наш рынок сегодня пока получают связанные с нашими франчази проблемы. Последние приобретают права, год проработают, далее пребывать под маркой "икс" не желают - считают, что могут стать самостоятельными. Такая ситуация весьма частая на российском рынке - неготовность франчази. Надо что-то делать в защиту франчайзера. С другой стороны, в плане понимания системы, раскрытия информации надо, конечно, защищать и франчази. Им надо давать совершенно реальные обещания, дабы впоследствии они соответствовали их ожиданиям. В ряде случаев возможности и невозможости системы бывают просто не донесены до потенциальных франчази. За свою франшизу франчази выплачивают от 1 до 9% от оборота за вычетом НДС, 9% - это очень много. При таких цифрах получатели франшиз должны очень хорошо понимать, за что они платят. Есть некоторая спешность со стороны франчайзеров - сбыть франшизу, как можно быстрее заработать деньги. На самом деле система отрабатывается где-то в течение трех лет, это нормальный срок, за год возможно лишь опробовать пилотный проект. У нас же хотят все и сразу, потому многие договоры совершенно пустые или же заведомо конфликтные, недоработанные, а это - мина в будущем взаимодействии. Такое легкомыслие более характерно для отечественных франчайзеров. Желания должны быть формализованы в договорах, где должны быть прописаны правила игры. А если, к примеру, ориентироваться только на 54 главу, работы не получится, что, в сущности, и происходит.


Вел беседу Владимир ВОЖИЧ.

 














© "Школа профессионального франчайзинга" 2005-2011 Тел.+7(495)772-3069 Тел./факс +7 (499)161-0519  e-mail: profs@mail.ru, fpsr@bk.ru